Глава 49. О наказании за оставление молитвы

 

Глава 49. О наказании за оставление молитвы

Всевышний спросил, повествуя об обитателях Ада: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они ответили: «Мы не были в числе тех, которые совершали молитву. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися» (74:42-45).

Ахмад сказал: «Между человеком и неверием — оставление молитвы»248. Муслим сказал: «Между человеком и многобожием или неверием нет ничего, кроме оставления молитвы»249.
Абу Дауд и ан-Насаи передали: «Между рабом и неверием нет ничего, кроме оставления молитвы».

И ат-Тирмизи передал: «Между неверием и верой — только оставление молитвы». Ибн Маджа передал: «Между рабом и неверием — оставление молитвы». Достоверно передано ат-Тирмизи и другими, что Пророк (с.а.с.) сказал: «[В основе] договора, который между нами и ними (лицемерами), — молитва, и оставляющий ее впадает в неверие»250.
Ат-Табарани привел такой хадис, переданный по неплохой цепочке передатчиков: «Намеренно оставляющий молитву открыто впадает в неверие». И в другой версии: «Между рабом и неверием или многобожием — оставление молитвы, оставляющий ее становится неверующим». Еще в одной: «Между рабом и многобожием или неверием нет ничего, кроме оставления молитвы. И если он оставляет ее, то становится многобожником».
Еще в одной версии, цепочку передатчиков которой посчитали хорошей, говорится: «Ислам зиждется и религия основывается на трех столпах. Оставляющий один из столпов становится неверующим, и его кровь становится разрешенной: свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, предписанная молитва и пост в месяц рамадан».
И в другой версии, цепочку передатчиков которой также посчитали хорошей: «Оставивший один из столпов не верит в Аллаха, и не принимается от него ни одно искреннее дело, и кровь и имущество его становятся разрешенными».
И ат-Табарани и другие по двум неплохим цепочкам [передали похожие хадисы].

От ‘Убады ибн ас-Самита (р.а.) передали: «Мой возлюбленный друг (с.а.с.) завещал мне семь вещей, сказав: «He придавайте Аллаху сотоварищей, даже если над вами нависнет угроза быть порубленными на куски, сожженными на костре или распятыми. Не оставляйте молитву намеренно, ибо оставивший ее намеренно выходит из религии. Не совершайте грехов, ибо этим вы навлечете на себя гнев Аллаха. Не пейте вина, ибо это — начало всех ошибок…»»251 — и далее до конца хадиса.
И ат-Тирмизи передал: «Сподвижники Мухаммада (с.а.с.) не считали неверием оставление какого-либо дела [из предписанного религией], за исключением молитвы».
И достоверна такая весть: «Между рабом и между верой его или неверием — молитва, и если он оставит ее, то станет неверующим».
И аль-Баззар передал: «Не имеет отношения к Исламу человек, оставляющий молитву, и нет молитвы без омовения».
И ат-Табарани передал: «Нет веры без честности, нет молитвы без омовения и нет религии без молитвы. Воистину, молитва по отношению к религии — как голова по отношению к телу».
И Ибн Маджа и аль-Байхаки от Абу ад-Дарды (р.а.) поведали: «Мой возлюбленный друг (с.а.с.) завещал мне не придавать Аллаху сотоварищей во что бы то ни стало: даже если надо мной нависнет угроза быть порубленным на куски или сожженным на костре, не оставлять намеренно предписанную молитву, ибо намеренно оставивший ее лишается защиты и покровительства, и не пить вина, ибо оно — ключ ко всему [злу]».
Аль-Баззар и другие по хорошей цепочке передатчиков от Ибн ‘Аббаса (р.а.) передали: «Когда я лишился зрения, но зрачки мои еще были сильны, мне сказали: »Мы вылечим тебя, но ты не должен будешь молиться в течение нескольких дней». Я ответил: «Нет, ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал, что намеренно оставивший молитву встретит Аллаха, который будет разгневан на него»»252.

Ат-Табарани передал: «Один человек пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «О Посланник Аллаха, скажи мне, что я должен делать, чтобы войти в Рай». Он ответил: «He придавай Аллаху сотоварищей, даже если тебя будут мучить и жечь, слушайся своих родителей, даже если они лишат тебя твоего имущества и всего того, что ты имеешь, и не оставляй намеренно молитву, ибо намеренно оставивший молитву лишается защиты Аллаха»».
И в одной версии, цепочка которой достоверна, но прервана, говорится: «Не придавай Аллаху сотоварищей, даже если тебе будут угрожать убить тебя или сжечь, не перечь своим родителям, даже если они прикажут тебе отказаться от твоей семьи и имущества, не оставляй намеренно предписанной молитвы, ибо намеренно оставивший предписанную молитву лишается защиты Аллаха, и не пей вина, ибо это — начало всех грехов. Также остерегайся грехов, ибо этим ты навлечешь на себя гнев Аллаха, и не отступай во время наступления, даже если люди будут гибнуть, даже если все люди умрут — оставайся на месте; содержи свою семью по мере своих возможностей и не поднимай против них палку из жалости — пусть они боятся тебя во имя Аллаха».
Ибн Хиббан в своем «Сахихе» рассказал: «В пасмурный день совершайте молитву раньше, ибо оставивший ее впадет в неверие».

И ат-Табарани от Умаймы, рабыни Посланника Аллаха (с.а.с.) передал, что она сказала: «Посланник Аллаха (с.а.с.) совершал омовение, и я лила воду на его голову, тут вошел один человек и сказал: «Дай мне наставление!» Посланник Аллаха (с.а.с.) произнес: «Не придавай Аллаху сотоварищей, даже если тебе будут угрожать тем, что разрежут тебя на куски или сожгут на костре; не перечь своим родителям, и даже если они прикажут тебе отказаться от твоей семьи, имущества и всего мирского — откажись; не пей вина, ибо это — ключ ко всему злу; и не оставляй намеренно молитву, ибо поступивший таким образом лишается защиты Аллаха и покровительства Его Посланника…»» — и до конца хадиса.

Абу Ну’айм сказал: «Если кто-то намеренно оставит молитву, Аллах напишет его имя на вратах Ада в числе тех, кто попадет туда».
И ат-Табарани и аль-Байхаки передали: «Оставивший молитву как будто лишился своего имущества и своей семьи»253.
И аль-Хаким передал от ‘Али, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Курайшиты! Выстаивайте молитву и выплачивайте закят, а не то нашлют на вас человека, который будет отрубать вам головы из-за религии…».
И аль-Баззар передал: «Нет доли в Исламе у того, у кого нет молитвы, и нет молитвы у того, у кого нет омовения».
Ахмад передал, возведя это к Пророку (с.а.с.): «В Исламе Аллахом предписаны четыре вещи, и даже если человек сделает три из них, этого будет недостаточно, пока он не сделает их все, — это молитва, закят, пост в месяц рамадан и паломничество в Дом Заповедный».
И аль-Исбахани: «Аллах не придаст значения благим делам намеренно оставившего молитву, такой человек лишится защиты и покровительства Аллаха, пока не вернется к Нему, покаявшись».
И ат-Табарани: «Намеренно оставивший молитву открыто впадает в неверие».

И Ахмад передал по правильной, но прерванной цепочке: «Не оставляй намеренно молитву, ибо намеренно оставивший молитву лишается защиты Аллаха и покровительства Его Посланника».
И Ибн Аби Шайба и аль-Бухари в своей «Истории» рассказали, возведя это к ‘Али (р.а.): «Кто не молится — тот неверующий».
И Мухаммад ибн Наср и Ибн ‘Абд аль-Барр, возводя это к Ибн ‘Аббасу, рассказали: «Оставивший молитву становится неверующим». И Ибн Наср, возведя этот хадис к Ибн Мас’уду, рассказал: «Нет религии у оставившего молитву».
И Ибн ‘Абд аль-Барр, возведя к Джабиру, сказал: «Кто не молится, тот неверующий».
И Ибн ‘Абд аль-Барр и другие, возведя это к Абу ад-Дарде, рассказали: «Нет веры без молитвы и нет молитвы без омовения».
И сказал Ибн Аби Шайба: «Пророк (с.а.с.) сказал: «Оставивший молитву становится неверующим»».
И сказал Мухаммад ибн Наср: «Я слышал, как Исхак сказал: «Достоверно переданное от Пророка, что оставивший молитву становится неверующим. Так же считают и все ученые со времен Пророка (с.а.с.), что намеренно откладывающий молитву до тех пор, пока не выйдет ее время, впадает в неверие»».

Аййуб254 сказал: «Оставление молитвы приводит к неверию — относительно этого нет разногласий. И Всевышний сказал: «После них пришли потомки, которые потеряли молитву и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток, кроме тех, которые раскаялись» (19:59 — 60)». Ибн Мас’уд добавил: «Здесь «потеряли» не значит «перестали совершать вовсе», но значит, что они перестали совершать ее вовремя».
И Са’ид ибн аль-Мусаййаб, предводитель последователей, сказал: «Это когда человек не совершает полуденную молитву, пока не подойдет время послеполуденной, откладывает послеполуденную до вечерней, вечернюю — до ночной, а ночную — до утренней. А утреннюю молитву он откладывает до восхода солнца. И того, кто умирает, до самой смерти поступая таким образом, и не кается перед Аллахом, Он отправит в адскую долину, дно которой находится очень глубоко и наказание в которой очень жестоко»255.

И сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (63:9). Некоторые толкователи Корана сказали: «Под поминанием Аллаха здесь подразумеваются пять молитв. И откладывающий молитву из-за своего имущества, торговли, работы или детей окажется cреди потерпевших убыток». Поэтому Пророк (с.а.с.) сказал: «Первое дело, за которое раб будет отвечать в День воскрешения — это его молитва. И если она совершалась должным образом, то раб этот спасется и обретет вечное счастье, в противном случае он будет одним из потерпевших убыток»256.
И сказал Всевышний: «Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам» (107:4 — 5). Пророк (с.а.с.) сказал: «Это те, которые откладывают молитву и не совершают ее вовремя». Ахмад, ат-Табарани и Ибн Хиббан в своем «Сахихе» передали, что однажды Пророк (с.а.с.) вспомнил молитву и сказал: «Для оберегавшего ее она будет светом, доказательством за него и спасениием в День воскрешения. А для пренебрегавшего ею она не будет ни светом, ни доказательством в его пользу, ни спасением, и в день Воскрешения он будет вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убаййом ибн Халафом»257.

Некоторые ученые сказали: «Такой человек будет воскрешен с ними, потому что если от молитвы его отвлекало его имущество, то в этом он будет похож на Каруна и будет воскрешен вместе с ним. Если от молитвы его отвлекала власть, то в этом он будет похож на Фараона, и на месте Сбора они будут стоять рядом, если должность советника — то он будет стоять вместе с Хаманом, а если его от молитвы отвлекала торговля, то в этом он будет похож на Убаййа ибн Халафа, одного из знатных торговцев неверующих Мекки, и в День воскрешения такой человек будет стоять рядом с ним».
Аль-Баззар передал, что Са’да ибн Убаййа рассказал: «Я спросил Пророка (с.а.с.) об этих словах Аллаха (С.А.Т.): «…которые небрежны к своим молитвам» (107:5), и он ответил: «Это те, которые откладывают молитву и не читают ее вовремя»».
Абу Йа’ла по хорошей цепочке передатчиков от Мус’аб ибн Са’да (ибн Аби Ваккаса), рассказал: «Однажды я спросил своего отца: «Отец мой! Ты видел эти слова Всевышнего: «..которые небрежны к своим молитвам» (107:5)? Но кто из нас не бывает небрежен в них и не думает иногда о посторонних вещах?» Он ответил: «Здесь имеется в виду не это, здесь говорится об откладывании молитвы»».
Слово, употребленное в этом аяте (аль-вайль) означает либо горе и жестокое и сильное наказание, либо это — название одной из долин Преисподней, в которой растают все горы земного мира, если поместить их туда — до такой степени там жарко. Туда и поместят пренебрегающих своей молитвой, откладывающих ее на потом, кроме тех, кто покаялся перед Аллахом и раскаялся в совершенном.
Ибн Хиббан в своем «Сахихе» рассказал: «Оставивший молитву как будто лишился своей семьи и имущества». Оба шейха и авторы четырех сборников хадисов рассказали: «Пропустивший послеполуденную молитву (acp) как будто лишается своего имущества и семьи». Ибн Хузайма в своем «Сахихе» добавил, что Малик сказал: «Это означает «пропустивший ее положенное время»». Ан-Насаи рассказал: «Есть такая молитва, пропустив которую, человек как будто лишается имущества и родных», имея в виду послеполуденную молитву (acp). Ахмад, аль-Бухари и ан-Насаи передали: «Пропустивший послеполуденную молитву сделал бесполезными все свои благие дела».

Ахмад по достоверной цепочке и Ибн Аби Шайба рассказали: «Откладывающий послеполуденную молитву до тех пор, пока не пройдет ее время, делает бесполезными все свои благие дела».

И Ибн Аби Шайба рассказал, возведя этот хадис к Посланнику Аллаха (с.а.с.): «Откладывающий без уважительной причины послеполуденную молитву до тех пор, пока не сядет солнце, сводит на нет свои благие дела». И ‘Абд ар-Раззак передал: «Лишиться своего имущества и семьи лучше для вас, чем пропустить послеполуденную молитву». И ат-Табарани и Ахмад: «Кто намеренно откладывает послеполуденную молитву до тех пор, пока не сядет солнце, как будто лишается своей семьи и имущества».

И аш-Шафи’и и аль-Байхаки передали: «Пропустивший молитву как будто лишился своей семьи и имущества».
Аль-Бухари передал от Самуры ибн Джундаба (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) часто спрашивал своих сподвижников о том, снился ли им пророческий сон? И они рассказывали ему. А однажды утром он сказал им: «Сегодня ночью ко мне пришли двое, присланные за мной. Они сказали мне: «Иди с нами». И я отправился с ними. Мы подошли к одному человеку, который лежал, а другой стоял над ним с камнем в руке. Этот второй бил первого по голове камнем, и она разбивалась, а камень скатывался. Он поднимал его, а когда возвращался к тому, голова его уже возвращалась в свое прежнее состояние. Потом все повторялось снова, как и в первый раз. Я спросил: «Всеславен Аллах! Кто это?» Они ответили: «Иди дальше!»
Mы дошли до человека, лежащего на затылке, а другой стоял над ним, держа в руке железный крюк. Тот второй подходил к первому с одной стороны и разрывал его лицо от угла рта до затылка, потом — от носа до затылка и от глаза до затылка. Потом подходил с другой стороны и делал то же самое, что делал с этим человеком с первой стороны. Не успевал он с другой стороны сделать то же самое, как первая сторона лица этого человека становилась такой же, какой была до этого. И человек с крюком снова подходил к нему с первой стороны и снова делал то же, что и в первый раз. Я спросил: «Всеславен Аллах! Что это?» А они сказали мне: «Иди дальше!» Мы пошли дальше и пришли к чему-то, похожему на печь, оттуда доносились крики и голоса. Мы посмотрели вовнутрь и увидел там голых мужчин и женщин. Временами снизу их обжигало пламя, и они от ужаса начинали кричать и толкать друг друга. Я  спросил: «Кто эти люди?» Мне ответили: «Иди дальше!»
Мы пошли дальше и дошли до реки, красной как кровь. В той реке плавал человек, а на берегу ее сидел другой, рядом с которым лежала куча камней. Тот, кто плавал, подплывал к берегу, и сидящий там клал ему в рот камень, и с этим камнем тот снова отплывал. Я спросил: «Что это?» А они сказали мне: «Иди дальше!»
Мы отправились дальше и увидели человека, безобразнее которого ты не видел. Он разжигал огонь и ходил вокруг него. Я спросил тех двух: «Что это?» Они ответили: «Иди дальше!»

Мы пошли дальше и дошли до сада, деревья в котором были высоки настолько, что весь он был скрыт под их тенью. Там мы увидели человека, который был так высок, что голова его, казалось, уходила в небо, и мы не видели ее. А вокруг него было столько юношей, сколько я не видел никогда. Я спросил: «Что это? Кто эти люди?» А те двое ответили: »Иди дальше! «
Мы отправились дальше и пришли к дереву, больше и красивее которого я никогда не видел. Они сказали: «Поднимайся на него». Мы поднялись и увидели там город, построенный из золотых и серебряных камней. Мы подошли к его воротам, постучались и нам открыли. Войдя вовнутрь, мы увидели людей, которые наполовину были прекраснее, чем ты когда-либо видел, но другая их половина была настолько же безобразна, безобразнее ты никогда нс видел. Двое моих сопровождающих сказали им: «Идите и окунитесь в ту реку!» Неподалеку действительно протекала река, вода в которой была белоснежной. Эти люди пошли и окунулись в нее, а когда вернулись, мы увидели, что тот их недостаток исчез и они стали прекрасны на вид. Эти двое сказали мне: »Это Райские сады, а это — твой дом». Я поднял глаза и увидел замок, похожий на белое облако. Я сказал: «Да благословит вас Аллах! Позвольте мне войти в Hero!» Они ответили: «Не сейчас, но ты войдешь туда позже». Тогда я сказал им: «Этой ночью я видел много необычного и странного. Объясните мне, что это было?» Они ответили: «Мы объясним тебе. Первый человек, голову которого разбивали камнем, — это тот, кто брал и отвергал Коран и спал во время предписанных молитв. Второй, лицо которого разрывали от уголков рта и до затылка, от глаз и носа до затылка, — это тот, кто выходил из дома и врал так, что ложь его достигала горизонта. Голые мужчины и женщины, которых мы видели в чем-то, похожем на печь — это прелюбодеи и прелюбодейки. Ужасного вида человек, который разжигал огонь и ходил вокруг него, — это Малик, страж Ада. А высокий человек, который был в том саду, — это Ибрахим. Что касается людей, которые наполовину были прекрасны, а наполовину безобразны, — то это люди, которые совершали и плохие и хорошие дела и которых Аллах простил»»258.

А в хадисе- аль-Баззара добавлено: «Потом Пророк (с.а.с.) увидел людей, головы которых разбивали камнями, и они тут же снова становились такими, какими были. И так продолжалось без остановки. Он спросил: «Джибрил! Кто это?» Тот ответил: »Это те, головы которых были тяжелыми во время молитв»».
Аль-Хатыб и Ибн ан-Наджжар привели: «Знамя Ислама — молитва. Освободивший свое сердце для нее и отдающий ей должное, заботящийся о ее своевременности и дополнительных видах ее— и есть истинно верующий».

Ибн Маджа: «Всевышний Аллах сказал: «Я предписал твоей общине пять молитв. И Я обещаю, что вовремя и должным образом совершающего ее Я введу в Рай. А тому, кто небрежен к ней, Я ничего не обещаю»». Ахмад и аль-Хаким рассказали: «Осознавший то, что молитва является его обязанностью, и исполняющий ее войдет в Рай».
Ат-Тирмизи, который сказал, что это хороший, но странный хадис, ан-Насаи и Ибн Маджа рассказали: «Первое из дел, за что рабу придется отвечать в День воскрешения — это его молитва. Если он совершал ее должным образом, то он спасется и окажется в выигрыше. А если нет, то потерпит неудачу и останется в убытке. И если в его обязательной молитве будет чего-то не хватать, то Господь скажет: «Посмотрите: совершал ли Мой раб дополнительные молитвы?» И тогда ими дополнят обязательные. Потом таким же образом поступят и со всеми его остальными делами».
Ан-Насаи рассказал: «Первое, за что будет отвечать раб в День воскрешения — это молитва. И первое, за что будут судить людей это пролитая кровь».
Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким рассказали: «Первое, за что будет отвечать раб в День воскрешения — это его молитва. Если он совершал ее должным образом, то ее так и запишут ему. А если в ней будет чего-то не хватать, то Он скажет Своим ангелам: «Посмотрите: есть ли у Моего раба добровольные молитвы?» Тогда ими дополнят его обязательные молитвы, потом так же поступят с закятом, а потом — и со всеми остальными делами».
И ат-Табарани передал: «Первое, о чем будет спрошен раб в День воскрешения и на что будут смотреть, — это его молитва. Если ее примут, то он обретет вечное счастье, а если нет, то он окажется среди потерпевших неудачу и убыток».

Ат-Тайалиси, ат-Табарани, ад-Дыйа в «Аль-Мухтара» рассказали, что однажды к Пророку (с.а.с.) явился от Аллаха, Всемогущий Он и Великий, Джибрил и сказал: «О Мухаммад! Всевышний Аллах, Всеславен Он, говорит тебе: «Я предписал твоей общине пять молитв. И Я обещаю, что того, кто наилучшим образом совершал омовение, отдавал должное времени молитвы, ее поясным и земным поклонам, Я введу в Рай. А тому, кто встретит Меня, оставив что-то из этого, Я не обещаю этого: если Я пожелаю, то накажу его, а пожелаю — помилую»».
И ад-Дайлами передал: «Из-за молитвы раба лицо дьявола чернеет, подаяние ломает ему спину, любовь во имя Аллаха и привязанность ради знаний уничтожают его корни. И если вы будете делать эти вещи, то он станет так же далек от вас, как запад далек от востока».
Ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и аль-Хаким рассказали: «Бойтесь Аллаха. Совершайте пять своих молитв, поститесь в свой месяц, выплачивайте закят со своего имущества и слушайтесь тех, кого вы должны слушаться, — тогда вы войдете в Рай вашего Господа».
Ахмад и оба шейха рассказали: «Больше всего из дел Всевышний Аллах любит своевременную молитву, потом — благонравие по отношению к родителям, а потом — джихад на пути Аллаха».
И аль-Байхаки рассказал от ‘Умара (р.а.): «Один человек пришел к Пророку (с.а.с.) и сказал: «О Посланник Аллаха! Какое из дел в Исламе Аллах любит больше всего?» Он ответил: «Своевременную молитву, и нет веры у оставляющего молитву»».
И молитва — опора религии, поэтому ‘Умар (р.а.), даже будучи раненым, в ответ на слова «Молитва, о повелитель правоверных!» сказал: «Да! Ибо оставляющий молитву не имеет к Исламу никакого отношения». И он совершил молитву, а рана его кровоточила.
Аз-Захаби поведал, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Если раб совершает молитву в самом начале ее времени, она поднимается на небо, озаренная светом, и достигает Трона. Там она просит прощения за совершившего ее до самого Дня воскрешения и говорит ему: «Пусть Аллах позаботится о тебе так же, как ты заботился обо мне! «А если раб совершает молитву не вовремя, она поднимается на небо, будучи темной. Когда она достигает неба, ее сворачивают, как сворачивают старое платье, и бьют этим по лицу совершившего ее».

Абу Дауд рассказал, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Аллах не принимает молитву от троих людей» — и упомянул среди них того, кто не совершает ее вовремя.
В одном хадисе сказано, что отдающего должное молитве Аллах наградит пятью вещами: такой человек не узнает тягот жизни, он спасется от наказания в могиле, получит свою Книгу с правой стороны, пересечет Мост со скоростью молнии и войдет в Рай без расчета.
А небрежного к своей молитве Аллах накажет пятнадцатью вещами: пять из них он познает во время своей земной жизни, три — когда будет умирать, три — в могиле и три — когда покинет ее.
Что касается тех, которые постигнут его еще при жизни, то первая из них — то, что в его жизни не будет благословения. Вторая — на лице его не будет следа набожности. Третья — он не будет вознагражден за совершенные благодеяния. Четвертая — молитвы его не достигнут неба. И пятая — праведные люди не будут вспоминать его в своих молитвах.
Во время смерти с ним случатся три вещи: первая — он умрет униженным. Вторая — он умрет, страдая от голода, испытывая голод. И третья — он умрет, испытывая муки жажды, и даже все моря земного мира не смогут утолить ее.
Что касается тех вещей, которые произойдут с ним в могиле, то первая — то, что могила будет настолько тесной, что его внутренние органы смешаются друг с другом. Вторая — его могила будет охвачена огнем, и он днем и ночью будет переворачиваться на горящих угольях. Третья — в могиле вместе с ним будет змея с огненными глазами и железными когтями, каждый из которых длиной в расстояние, проходимое за день. Эта змея будет говорить громоподобным голосом, обращаясь к мертвому: «Мой Господь приказал мне наказать тебя за то, что ты откладывал совершение утренней молитвы до восхода солнца, за то, что ты откладывал полуденную молитву до наступления времени послеполуденной, за то, что ты откладывал послеполуденную до тех пор, пока не наступало время вечерней, вечернюю не совершал, пока не наступало время ночной, а ночную ты откладывал до утренней!» И после каждого удара этот человек будет проваливаться в землю на семьдесят локтей. И до Дня воскрешения он будет подвергаться этим наказаниям.

Вещи, которыми он будет наказан, выйдя из могилы, — суровость, с которой его будут спрашивать, ненависть Господа и вечное пребывание в Аду после этого.
В другой версии этого хадиса говорится: «В День воскрешения он придет, а на лбу его будет написано три строки: первая строка— «О тот, кто не отдал должное самому Аллаху!» Вторая — «О тот, на кого Аллах особенно сильно разгневан!» И третья — «Как в земной жизни ты пренебрег обязанностью перед Аллахом, так и сегодня ты не надейся на милость Его!»»
Наказаний, упомянутых в этом хадисе, не пятнадцать, их всего четырнадцать, возможно, повествователь забыл пятнадцатое.

Ибн ‘Аббас (р.а.) передал: «В День воскрешения приведут человека и поставят перед Аллахом (С.А.Т.). И Аллах прикажет кинуть его в Ад. Человек воскликнет: «Господи! За что?» И Всевышний ответит: «Зa то, что ты откладывал молитву и не совершал ее вовремя и давал, используя Мое Имя, ложные клятвы»».
Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал своим сподвижникам: «Скажите: «О Аллах! Пусть не будет среди нас несчастного лишенного!» Потом он спросил: «Вы знаете, кто такой несчастный лишенный?» Они ответили: «Кто это, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Оставляющий молитву».

Поведали, что первыми в День воскрешения почернеют лица оставлявших молитву и что в Аду есть долина, которую называют Ламлам. Там обитают змеи, каждая из которых толщиной с шею верблюда и длиной в расстояние, которое проходят за один месяц. Она жалит оставлявшего молитву, и яд ее кипит в его теле семьдесят [дней], а потом все его мясо отделяется от костей.
И поведали, что одна женщина из племени Исраиля пришла к Мусе (с.а.) и сказала: «О пророк Аллаха! Я совершила великий грех. Я уже покаялась перед Всевышним Аллахом и прошу тебя: попроси Его, чтобы Он простил мне мой грех и принял мое покаяние». Муса спросил ее: «Какой грех ты совершила?» Она ответила: «О пророк Аллаха! Я совершила прелюбодеяние и убила ребенка, родившегося в результате этого». Муса (с.а.) воскликнул: «Уходи отсюда, грешница! Надеюсь, что с неба не пошлют на нас огонь, который сожжет всех нас в наказание за твой грех!» Она вышла от него, потеряв всякую надежду. А к Мусе явился Джибрил (с.а.) и сказал: «Муса! Всевышний Господь говорит тебе: «Почему ты прогнал покаявшуюся? Муса! Разве ты не знаешь, что есть люди намного хуже ее?» Муса сказал: «Джибрил! А кто хуже ее?» Он ответил: «Намеренно оставляющие молитву»»259.

Рассказывают об одном из праведных предшественников, что он похоронил свою умершую сестру. Вернувшись с похорон, он вспомнил, что внутри могилы остался его узел, который туда случайно упал. Он вернулся к ее могиле и вскрыл ее, когда уже никого не осталось. Раскопав ее, он увидел, что она охвачена пламенем. Он закопал могилу и вернулся, печалясь и плача, к своей матери. Он спросил ее: «Мама! Расскажи мне, какой была моя сестра и что она делала?» Его мать сказала: «А почему ты спрашиваешь о ней?» Он ответил: «Я увидел, что могила ее охвачена огнем». Тогда его мать заплакала и сказала: «Сынок! Твоя сестра небрежно относилась к молитве и откладывала ее на самый последний момент»260.

Так будет с теми, кто не совершает молитву вовремя, что же говорить о тех, кто вовсе не молится? И мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он помог нам совершать ее должным образом и своевременно, воистину, Он Щедрый, Великодушный, Сострадательный и Милосердный.

248Хадис достоверный, передали Ахмад, Муслим с похожим текстом и др.
249Хадис достоверный, передал Муслим.
250Хадис достоверный, передали Ахмад, ат-Тирмизи (х.-2113) и другие; ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный».
251Хадис передали ат-Табарани, Мухаммад ибн Наср с неплохой цепочкой. См.: аль-Маджма’, 4/216.
252Хадис передали аль-Баззар и ат-Табарани в аль-Кабире, аль-Мунзири сказал: «Его иснад хороший». См.: ат-Таргиб, 1/822.
253Хадис достоверный, передал Ибн Хиббан в своем Сахихе.
254Аййуб ас-Сахтийани — известный имам и аль Хафиз. См.: Сийар А’лям ан-Нубаля, 6/15-17.
255Этот асар упоминает аз-Захаби в аль-Кабаир (с. 13).
256Хадис достоверный, передал ат-Тирмизи, сказавший: «Хадис хороший (хасан), одиночный (гариб)».
257Хадис с хорошей цепочкой, передали Ахмад, ат-Табарани в аль-Кабире и в аль-Авсате. Ибн Хиббан в своем Сахихе, аль-Хайсами сказал: передатчики Ахмада заслуживают доверия. См.: аль-Маджма’, 2/292.
258Хадис достоверный, передал аль-Бухари, 7047.
259См.: аль-Кабаир, с. 21-22, и аз-Заваджир, 1/137.
260См.: аль-Кабаир, с. 23, и ар-Рух (Ибн аль-Каййим), с. 94-95.

Исследование сокровенных тайн сердца