Июн 052014
 

О достоинстве благословенного ша’бана

Этот месяц так назвали, потому что от него исходит много видов блага, оно взято от слова «аш-ши’б», что значит «горная дорога», то есть это хорошая дорога.
Поведали от Абу Умамы аль-Бахили (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «С приходом ша’бана очищайте свои души и улучшайте свои намерения!»
‘Аиша, (р.а.) передала: «Посланник Аллаха (с.а.с.) постился так, что мы думали, что он не разговляется, а иногда как будто бы совсем не постился, а больше всего дней он держал пост в ша’бан».

В сборнике ан-Насаи есть такой хадис Усамы (р.а.): «Я спросил: «О, Посланник Аллаха! Я не видел, чтобы ты в каком — то месяце постился так, как постишься в ша’бан!» Он ответил: «Люди пренебрегают этим месяцем, который находится между раджабом и рамаданом. Но в этом месяце дела отсылаются к Господу миров, и я хочу, чтобы мои дела были отосланы к Нему тогда, когда я держу пост»».

В обоих «Сахихах» есть хадис, переданный `Аишей (р.а.): «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха (с.а.с.) постился целый месяц, кроме как в рамадан. И я не видела, чтобы в какой-то месяц он постился больше, чем в ша’бан». И есть одна версия, в которой говорится, что он постился весь ша’бан (ат-Тирмизи и ан-Насаи).

И у Муслима: «Он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней». Эта версия разъясняет предыдущую: под весь там имеется в виду «большую часть» или «почти весь».

Есть мнение, что у ангелов на небе существуют две праздничные ночи, так же как и у мусульман на земле – два праздничных дня. Праздники ангелов – это ночь середины месяца ша’бан* и ночь Предопределения. А праздники верующих – это день Разговения и день Жертвоприношения. Поэтому ночь середины месяца ша’бан называют праздником ангелов. Ас-Субки в своем толковании сказал, что она искупает грехи одного года, ночь пятницы – грехи одной недели, а ночь Предопределения – грехи всей жизни. То есть выстаивание этих ночей ради полонения – причина искупления грехов.

Поэтому ночь середины месяца ша’бан еще называют ночью Прощения и ночью Жизни; как передал аль-Мунзири, относя это к Пророку (с.а.с.): «Сердце выстаивающего для поклонения Аллаху ночи двух праздников, а также ночь середины месяца ша’бан, не умрет в день, когда будут умирать сердца».

Еще ее называют ночью Заступничества: поведали, что Пророк (с.а.с.) на тринадцатую ночь попросил у Всевышнего Аллаха заступничества за свою общину, и Он дал ему одну треть. И на четырнадцатую ночь он попросил, и Аллах дал ему еще треть. Когда же он попросил на пятнадцатую ночь, Аллах дал ему его полностью, но оно не распространяется на людей, которые сами бегут от милости Аллаха, настойчиво продолжая грешить.

Еще одно ее название – ночь Прощения. Имам Ахмад поведал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «В ночь середины ша’бана Аллах смотрит на своих рабов и прощает грехи обитателям земли, кроме двух человек: многобожника и ненавистника» (также передал аль-Байхаки в Шуаб аль-Иман).

Также ее называют ночью Освобождения; как поведал Ибн Исхак от Анаса ибн Малика, который сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил меня с поручением в дом `Аишы (р.а.). Я сказал ей: «Поторопись: я оставил Пророка (с.а.с.) тогда, когда он рассказывал им о ночи середины месяца ша’бан!»

Она сказала: «Анас! Садись и я расскажу тебе о ночи середины месяца ша’бана. В ту ночь была моя очередь, и Посланник Аллаха (с.а.с.) должен был провести ее в моем доме. Он пришел ко мне и укутался одним со мной одеялом. Ночью я проснулась, но не нашла его и решила, что он отправился к своей коптской наложнице. Я вышла, и когда я шла по мечети, нога моя ощутила его. Он говорил: «Тебе поклоняется моя чернота и мои думы, и в Тебя уверовала моя душа. Это моя рука и то, что я сотворил против Тебя. О, Великий, к Которому стремятся все великие! Прости мне мой великий грех. Мое лицо склонилось перед Тем, Кто сотворил его, придал ему образ и наделил его слухом и зрением». Потом он поднял голову и сказал: «О, Аллах! Дай мне сердце богобоязненное, чистое от многобожия, благочестивое, далекое от неверия и горя!»
Потом он снова склонился, и я услышала, что он говорил: «О, Аллах! Я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказания Твоего, и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты сам воздал их Себе в достаточной мере. Я говорю, как говорил мой брат Дауд: я пылью пачкаю свою голову ради моего Господина, и мой Господин достоин того, чтобы для Него пачкать лицо в пыли». Потом он поднял голову, и я сказала: «Да станут мой отец и мать выкупом за тебя, как же далека я от тебя!» Он ответил: «Разве ты не знаешь, что это ночь середины ша’бана? Поистине в эту ночь в эту ночь Аллах освобождает от Огня столько людей, сколько шерстинок у овец племени Калб. Но это не относится к шестерым: пристрастившемуся к спиртному, ослушивающемуся своих родителей, развратнику, рвущему отношения (с родственниками), художнику и клеветнику»» (ат-Таргиб).

У нее есть еще одно название – ночь Распределения и Предопределения. `Ата ибн Йасар поведал: «Когда наступает ночь середины ша’бана, ангелу смерти передают имена тех, кто умрет в течение года – от этого ша’бана и до следующего. Человек может сажать дерево, жениться, строить дома, а имя его уже записано среди мертвых. И ангел смерти ждет, когда ему прикажут забрать душу этого человека».

Имам аль-Газали, «Исследование сокровенных тайн сердца»

* имеется в виду ночь Бараат

Извините, форма для комментариев закрыта.