«Он установил землю для тварей. На ней есть фрукты и пальмы с чашечками (или волокнами),
а также злаки с листьями и травы благоуханные. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» Коран (55: 10-13)
Известно, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал однажды: «Есть два вида знания: знание религии и знание тела». Пророк (с.а.с.) очень часто высказывался по поводу природы и ценности различных продуктов и специй. Эти высказывания, записанные его женами и сотоварищами, дошли до наших дней.
Для суфиев Пророк (с.а.с.) всегда оставался воплощением праведности, а поскольку это касается и пищевых привычек, то его диетические рекомендации составляют основу ежедневного рациона суфия. Вначале, человек, стремящийся стать суфием, перенимает манеру поведения, известную как «фанаа фии шейх», — смирение шейха. Время, пока претендент придерживается этого поведенческого курса, может быть как коротким, так и долгим. В этот период мюрид как можно точнее перенимает все аспекты поведения шейха. Мюрид одевается, как шейх (или как велит шейх), ест пищу шейха, выполняет рекомендуемые шейхом упражнения. Короче говоря, мюрид растворяется в образе шейха.
Цель состоит в том, чтобы прервать свой прежний поведенческий курс и со временем перенять характер шейха.
Цель этой тренировки на определенном одном уровне состоит в том, чтобы гармонизировать внешние действия с внутренним состоянием. Такая взаимосвязь кратко описывается тремя словами: Иман, Ислам и Ихсан. Иметь Иман значит иметь истинную и абсолютную веру в Бога. Когда у человека есть такая вера, она подвигает его на следование заветам Бога, которые называются «Шариат». О человеке, сознательно следующем этим законам Шариата, говорят, что он живет Исламом.
Когда человек следует образу жизни, называемому «Ислам», до конца, то в нем развиваются внутренние стоянки души, называемые «Ихсан», что значит «благословение». На пути суфия человек не может достигнуть одного из этих трех состояний, не достигнув других; они взаимосвязаны. Как заметил суфий Абу Анис Баркат Али: «Следование поведению Пророка (с.а.с.) — это сунна, и это корень Ислама. Суфизм — это плод дерева Ислама или благоухание этого плода. А если не будет корня, то откуда возьмется плод?»
Когда заканчивается период фанаа фии шейх, мюрид переходит на следующую фазу под названием «фанаа фии муршид» и перенимает одежду, питание и особенности поведения главы (или муршида) того ордена, которому этот мюрид принадлежит. Тут упражнения усложняются, количество потребляемой пищи сокращается, посты становятся дольше; мюрид изучает подспудный смысл текстов Корана, раскрываемый ему шейхами ордена.
Следующий этап называется «фанаа фии расуул», когда мюрид, инша Аллах, сливается с образом расуул Аллах, — святого Пророка Мухаммада. В конце концов, если мюрид успешно проходит этот путь, он достигает состояния, известного как «фанаа фии Лаах», или полного растворения во Всемогущем.
Поскольку путь суфия — постепенный и умеренный — и он во всех отношениях соответствует человеческой природе, мюрид с самого начала сосредотачивается на том, чтобы научиться правильно есть, спать, ходить, сидеть, молиться и т.п. Во все времена шейхи оказывали на мюридов большое влияние, давали им советы и наставления и мягко поправляли любые их неправильные действия.
На ранних стадиях суфийского пути борьба идет, главным образом, за подчинение грубых физических запросов нафса, и поэтому для каждого, кто становится на этот путь, так важно знать, понимать и уметь использовать в жизни приведенные ниже высказывания и советы Пророка Мухаммада (с.а.с.).
Прежде, чем обратиться к подборке хадисов, непосредственно касающихся здоровья, нужно задуматься на секунду о природе некоторых из этих рекомендаций. Следующие советы могут показаться многим причудливыми, старомодными или просто странноватыми. Кому-то покажется, что эти утверждения никогда не смогут найти научного обоснования. Однако все утверждения и действия Пророка сотканы из ткани Божественного вдохновения и поэтому не содержат никаких ошибок или неточностей. Поясню все это при помощи нескольких иллюстраций.
В одном из хадисов сказано, что если в напиток, который вы собираетесь выпить, упала муха, то прежде, чем извлечь ее оттуда, нужно полностью погрузить ее в воду и только потом вынуть. Этот совет кажется очень странным, если не опасным.
Медики говорят нам, что муха переносит на некоторых частях своего тела патогенные вещества (об этом Пророк Мухаммад (с.а.с.) упоминал еще 1400 лет назад, когда формальных медицинских знаний еще практически не существовало). Но Аллах сказал, что он не создал ни одного заболевания, не создав заодно и лекарства от него, и исключение тут — только смерть (то есть увядание в старости). Не так давно был открыт пенициллин, используемый для противодействия таким вредоносным микроорганизмам, как стафилококки. Вернемся же к мухе. Доктор Мухаммед М. эль-Самахи, директор Отдела хадисов в Каирском университете Аль-Ажар (Египет), недавно опубликовал статью, где доказывает проницательность и гениальность этого, на первый взгляд, загадочного совета Пророка.
Доктор эль-Самахи рассказывает нам об открытых микробиологами продольных клетках, паразитирующих в желудке мухи. Репродуктивная система этих дрожжевых клеток проходит через трубки дыхательной системы насекомого. Если полностью окунуть муху в какую-либо жидкость, то в результате смены осмотического давления эти клетки рвутся и попадают наружу. А содержимое этих клеток нейтрализует многие из патогенных веществ, которые носит на своем теле муха. Таким образом, новейшие исследования по микробиологии подтверждают пророческие знания, обретенные 1400 лет назад.
В другом примере речь пойдет о совете принимать перед началом трапезы немного соли. Это, вроде бы, совершенно противоречит рекомендациям современной медицины, не устающей напоминать о вредных последствиях чрезмерного увлечения солью. Однако некоторые данные о метаболизме тела доказывают разумность и этого совета.
Соль состоит из двух химических элементов: натрия и хлора. Хлор в составе соли — единственный доступный организму источник этого химического элемента, необходимого телу для образования соляной кислоты, без которой невозможно нормальное пищеварение в желудке. Поэтому, принимая перед едой небольшие количества соли, мы обеспечиваем восполнение возможного недостатка соляной кислоты непосредственно перед тем, как в желудок поступит пища.
Тут следует добавить, что неблагоприятные последствия избыточного употребления соли связаны, в основном, с повышением содержания в организме натрия (а не хлора). На самом деле люди, полностью исключающие соль из своего рациона, рискуют заработать себе заболевания, обусловленные снижением уровня соляной кислоты в желудке.
Эти 2 примера показывают, что за рекомендациями этих двух хадисов стоит прочное медицинское обоснование. Правда, пока не все хадисы нашли медицинское подтверждение. Однако следует отметить, что даже если бы для подтверждения каждого из этих утверждений проводились специальные исследования, то тот факт, что наука не сумела бы подтвердить какие-то из них, все равно не опровергал бы истинность этих утверждений.
Ибо научные знания подвергаются постоянной корректировке. Очень часто обнаруживается, что те или иные эксперименты были проведены неправильно и даже намеренно фальсифицированы. Для суфия довольно того, что тот или иной совет дан Богом или вдохновленным Им Пророком. Человеческое знание или опыт не могут опровергнуть или поправить Божественные знания или заветы.
Согласовав свою диету с приведенными ниже советами, вы сразу обнаружите, что каждый из них полностью согласуется с человеческой природой, и искренне следуя им, вы принесете своему здоровью огромную пользу.
Нижеприведенные замечания содержат не просто косвенные рекомендации для составления разнообразных рецептов, тут нередко можно найти конкретные предписания по поводу медицинского использования некоторых трав и пищевых продуктов.
Заочно невозможно однозначно указать, какие растения или пищу следует давать в том или ином случае, поскольку для того, чтобы точно диагностировать проблему, врач или целитель должен видеть больного сам.
Нужно помнить, что поведение суфия определяется не выбором пищи. Существует множество других аспектов, оказывающих влияние на здоровье: пост, молитва, подаяния и другое — и все эти виды деятельности оказывают большее суммарное влияние на здоровье, чем любая пища.
Продукты
Семя аниса (аниисуун)
Кроме свойств, семя аниса облегчает внутренние боли, увеличивает интенсивность менструации, способствует выделению молока и семени и нейтрализует кишечные газы. Заваренный анис можно прикладывать к глазам для улучшения зрения. В природе, выходящие из спячки змеи ищут анис и трутся о него глазами, чтобы поправить ослабевшее за зиму зрение.
Яблоко (туффаах)
Кислые яблоки охлаждают лучше, чем сладкие. Говорят, что яблоки укрепляют сердце.
Спаржа (хийавн)
Горячая и влажная спаржа вскрывает закупорку почек и облегчает роды. Говорят, что спаржа смертельна для собак.
Банан (мавз)
Горячий в первой степени банан не имеет особой пищевой ценности, разве что для людей с сильным преобладанием холодных субстанций: им следует есть его с медом.
Ячмень (шайиир)
В качестве пищи предпочтительнее ячменя лишь пшеница. Нет ничего лучше ячменя при болезнях с сильным преобладанием горячих субстанций. Воду, в которой вымачивался ячмень, пьют от кашля и боли в горле. Пророк всегда давал отведать ячменного супа людям, страдающим от лихорадки.
Базилик сладкий (райхаан)
Запах базилика укрепляет сердце. Натерев голову водой с базиликом, вы можете укрепить сон.
Хлеб (кхубз)
Лучший хлеб получается из мелкой цельнозерновой муки, и печь его следует в круглой каменной печи. Перед употреблением хлеб нужно немного остудить, иначе он вызовет сильную жажду. Старый хлеб закупоривает кишечник. Хлеб с отрубями быстро переваривается и очень питателен. Чем мягче хлеб, тем легче он переваривается и тем более он питателен. Хлебные крошки способствуют образованию газов. Хлеб из ячменной и гороховой муки переваривается медленно, и в него нужно добавлять соль. Пророк Мухаммад говорил: «Не режьте хлеб ножом, но, чтя его, ломайте руками, ибо чтит его и Аллах».
Сливочное масло (зубдах)
Сливочное масло среднегорячее и влажное. Служит для облегчения запора. Масло, смешанное с медом и финиками, помогает погасить неумеренный аппетит у беременных женщин.
Цветная капуста (куннабиит)
Этот овощ с трудом переваривается и считается вредным для зрения.
Ромашка (баабуунадж)
Ромашка мягкое, горячее в первой степени средство. Главным образом применяется как мочегонное и как стимулятор менструации.
Морковь (джазар)
Горячая во второй степени морковь усиливает половое влечение. Кроме того, служит стимулятором менструации и мочеиспускания.
Кокос (наарджиил дарджаи)
Наилучший кокос очень бел. Кокос горяч и влажен. Усиливает сексуальность и облегчает боли в спине.
Кофейное зерно (кахвах)
Кофе помогает при дизентерии, облегчает жажду и, говорят, дает мудрость. Его следует употреблять умеренно.
Семя кориандра (хабб ал-суда)
Почтеннейшие книги традиционно утверждают, что Пророк Мухаммад говорил: «Пусть у вас всегда будет семя кориандра, ибо оно лечит от всех болезней, кроме рака, а это — заболевание роковое». Кроме того сказано, что Аллах сообщил Пророку: «Ей дано все», — а потом объяснил, что «она» — это кориандр. Кориандр помогает при метеоризме и облегчает лихорадку. Он эффективно лечит лейкодермию и открывает тончайшие вены. Кориандр справляется с избытком влаги в организме, увеличивает выделение молока, стимулирует мочеиспускание и менструацию. Кориандровое масло помогает при облысении, предотвращает старение и лечит заболевания кожи головы. Дым горящих семян отпугивает насекомых.
Цыпленок (даджадж)
Легкий для желудка, хорошо перевариваемый цыпленок — лучшее птичье мясо. Он балансирует субстанции, очень хорош для мозга, улучшает фигуру. Однако неумеренное потребление цыплятины ведет к возникновению подагры. Лучшая курятина получается из курицы, никогда не откладывавшей яйца.
Корица (дарчини)
Корица горяча в третьей степени. Ее летучие масла — прекрасное лекарство от несварения. В качестве ингредиента различных приправ она используется на трех четвертях земного шара.
Цитрон (утрудж)
Как известно, Пророк Мухаммад говорил: «Цитрон подобен истинному верующему: он хорош на вкус и на запах». Цитрон укрепляет сердце, рассеивает печаль, разглаживает морщины, утоляет голод и замедляет течение желчи. Жена Пророка лечила слепых при помощи цитрона, вымоченного в меду. Лучше всего употреблять цитрон через десять минут после окончания трапезы.
Огурец (киттаа)
Спелые огурцы служат как жаропонижающее и мочегонное средства. Говорят, что зеленые огурцы с финиками помогают набрать вес.
Тмин (каммуун)
Очень горяч. Известно, что это единственный продукт, не подвергающийся пищеварительному воздействию в желудке, пока он не достигнет печени. Водяная настойка тмина отлично помогает при коликах.
Финики сушеные (тамр)
Известно, что Пророк Мухаммад говорил: «Конь без фиников — конь без пищи». Пророк Мухаммад и сам выращивал финиковые пальмы. Финики с миндалем уничтожают любые дурные воздействия. Мария ела свежие финики, после того, как родила младенца Христа. Пророк Мухаммад говорил: «Кто найдет финик, может употребить его во время поста. Кто не найдет финик, может употребить воду. Ибо, воистину, то и то — сама чистота».
Баклажаны (баазинджаан)
Темные баклажаны стимулируют выработку желчи. В небольших количествах они помогают при геморрое. Баклажаны имеют тенденцию вырабатывать желчь, но она нейтрализуется, если употреблять их с мясными блюдами.
Яйца (байдах)
Лучшие яйца — куриные, сваренные всмятку, но не вкрутую. Яичный белок помогает при солнечных ожогах и предотвращает образование рубцов. Яйцо является афродизиаком.
Цикорий-эндивий (хиндибаа)
Действие цикория-эндивия меняется в зависимости от времени сбора. Самый ранний цикорий-эндивий — наилучший, а в конце сезона он практически бесполезен. В хадисах говорится: «Ешь цикорий-эндивий, и не будет у тебя отрыжки, ибо воистину, нет ни дня, чтобы на него не упала капля райских вод».
Шамбала (хулбах)
Известно, что Пророк Мухаммад сказал однажды: «Если бы мои люди знали, что содержится в шамбале, то она продавалась бы по цене золота». Шамбала суха и горяча. Отвар из шамбалы стимулирует менструацию, полезен он и при коликах, и в качестве очистительной клизмы. Шамбала укрепляет сердце.
Инжир (тин)
Свежий инжир предпочтительнее сушеного. Он довольно питателен, однако очень горяч. Известно, что Пророк Мухаммад сказал: «Если вы говорите, что какой-то плод пришел к нам из рая, то вы, наверное, имеете в виду инжир, ибо это воистину райский плод. Так отведайте его, ибо он лечит геморрой и облегчает подагру».
Рыба (самак)
Лучше всего рыба, живущая в свежей воде и питающаяся растительной пищей, а не рыба, живущая в иле, среди придонных миазмов. Сырая рыба плохо переваривается и приводит к нарушениям флегмы.
Чеснок (саум)
Чеснок горяч в третьей степени. Он рассеивает газы, активизирует менструацию и способствует выведению послеродовых тканей. Он отлично уравновешивает преобладание холодной субстанции, разгоняя флегму, а его масло используется при укусах насекомых. Пророк Мухаммад запретил есть сырой чеснок перед посещением мечети.
Топленое масло из молока буйволицы (самн)
Самый жирный из всех продуктов. Его можно считать лечебной добавкой к пище. Говорят, что если смешать такое масло с медом, то оно становится противоядием от многих ядов.
Имбирь (занджабиил)
Имбирь упоминается в Святом Коране (76:17). Он горяч в третьей степени и лучше всего смягчает флегму. Кроме того, он стимулирует пищеварение и усиливает половую активность.
Хна (хиннаа)
В одном из хадисов сказано, что ничего нет милее для Аллаха, чем хна. Святой Пророк рекомендовал ее как средство от многих проблем: от синяков, боли в ногах, инфекционных заболеваний ногтей, ожогов и в качестве косметического средства для волос. Хна упоминается в связи с высоким жаром и способностью возбуждать любовную страсть. Духи из цветов хны считаются одними из лучших в мире. На Востоке распространена практика окрашивания хной ладоней, стоп и ногтей — особенно в дни свадеб и праздников.
Мед (йасал)
Аллах сказал: «Вот выходит изнутри (пчелы) многоцветный напиток, и в нем твое исцеление». Мед, смешанный с горячей водой и принимаемый небольшими порциями, считается лучшим средством от диареи.
Однажды Пророк Мухаммад сказал: «Милостью Того, в чьих руках душа моя, ешь мед. Потому что нет дома, за который не ходатайствовали бы о милости ангелы, если в нем употребляют мед. Если человек ест мед, тысяча лекарств входит в его желудок и миллион болезней выходит. И если внутри умершего будет мед, то его не коснется огонь (то есть он не будет гореть в аду)». Пророк и сам имел привычку выпивать натощак стакан воды с медом.
Мед считается пищей пищи, напитком напитков, лекарством лекарств. Его используют для возбуждения аппетита, профилактики работы желудка и удаления флегмы, а также для приготовления консерванта для мяса, кондиционера для волос, бальзама для глаз и средства для полоскания рта. Лучший мед- весенний, далее идет летний, а наименее качественный производится зимой.
Чечевица (йадас)
Любая чечевица приводит к образованию сухости. Чечевицу следует есть понемногу как дополнительное блюдо, ибо в больших количествах она вредна для желудка. В хадисах сказано, что от чечевицы сердце человека наполняется состраданием, глаза — слезами, а сам он утрачивает излишнюю гордость.
Салат-латук (кхасс)
Хотя он и холоден, однако считается самым питательным из овощей. Он смягчает тяжелый нрав и помогает людям, страдающим безумием. Он подавляет сексуальную энергию и иссушает семя. Неумеренное потребление этого продукта приводит к снижению зрения.
Майоран сладкий (марзанджууш)
Известны слова Пророка, что сладкий майоран — наилучшее лекарство для человека, потерявшего обоняние.
Мясо (лахм)
Аллах сказал в Коране (52:22): «И снабдим Мы их плодами и мясом из того, что они пожелают». До нас дошли также слова Пророка о том, что тот, кто не будет есть мясо сорок дней подряд, зачахнет, а если человек будет сорок дней подряд есть мясо, этим он ожесточит свое сердце. Иными словами, мясо нужно употреблять умеренно.
Наилучшее мясо — баранина, оно горячее и влажное. Лучше всего мясо годовалого ягненка (именно самца), лучший кусок — плечо. Баранину следует готовить в некотором количестве жидкости, иначе она пересыхает.
Коровий жир, смешанный с перцем и корицей, используется как тонизирующее средство. Мясо свиньи запрещено к употреблению в пищу. До сих пор вызывает споры вопрос о том, можно ли есть мясо коня. Авиценна говорил, что у верблюдов, коней и ослов — худшее мясо. И еще людям запрещено употреблять мясо хищников — животных, у которых есть клыки, и птиц с крючковатыми когтями.
Пророк Мухаммад говорил: «Не режь мясо ножом на тарелке, ибо так поступают не мусульмане. Хватай его пальцами, и так оно будет вкуснее». И еще он говорил: «Одна овца — благословение; две овцы — два благословения; три овцы — богатство».
Дыня (баттиикх)
Пророк Мухаммад сказал: «Всякий раз, когда едите фрукты, ешьте и дыню, ибо это фрукт рая, и в нем содержится тысяча благословений и тысяча милостей. Она лечит от всех болезней». Вообще-то, чем слаще дыня, тем более она горяча. Зеленые ее разновидности обычно холодны, желтые — горячи. Пророк ел дыни со свежими финиками. Дыня очищает желчный пузырь и желудок, обогащает спинномозговую жидкость и усиливает зрение. Дыни следует есть прежде других блюд. Пророк говорил: «Женщина, которая, вынашивая ребенка, ест арбуз, непременно произведет на свет отпрыска, красивого лицом и доброго нравом».
Молоко (лабан)
Аллах говорит нам о молоке: «Реки из молока, вкус которого не меняется» (Коран 47:15). И еще Он говорит: «Мы поим вас молоком чистым и приятным для пьющих» (Коран 16:66). До нас дошло замечание Пророка Мухаммада, что молоко — продукт незаменимый и сам он любит молоко.
Молоко состоит из жиров, воды и твердых молочных частиц (сыр). Все эти компоненты очень нужны для построения человеческого тела. Однако нам не следует пить молоко животных, чья беременность длится дольше, чем у людей. Наилучшее молоко — коровье, поскольку коровы питаются травой.
Пророк Мухаммад говорил: «Пейте молоко, ибо оно снимает жар с сердца, как палец смахивает пот с чела. Более того, оно дает силу спине, питает мозг, увеличивает разум, обновляет зрение и избавляет от забывчивости».
Молочная диета — лучшее средство от водянки; однако человеку, страдающему лихорадкой, следует воздерживаться от молока.
Мята (найнай)
Самое нежное и изящное из домашних растений, мята горяча и суха. Мята укрепляет желудок, помогает от икоты и стимулирует сексуальную активность. Если положить мяту в молоко, то оно не свернется.
Мирт (аас)
Холодный во второй степени, мирт чаще всего используется как средство против диареи. Запах его масла облегчает головную боль, вызванную перегревом. Чай из мирта с айвой используется от кашля.
Нарцисс (нарджис)
В одном из хадисов сказано: «Понюхай нарцисс, хоть раз в день, или раз в неделю, или раз в месяц, или раз в год, или раз в жизни. Ибо, воистину, в сердце человека таятся семена безумия, проказы и лейкодермии, а запах нарцисса выводит их из сердца».
Оливки и оливковое масло (зайт и зайтуун)
Чем старше оливковое масло, тем оно горячее. Оливковое масло — прекрасное средство для ухода за кожей и волосами; оно замедляет старение.
Аллах сказал об оливковом дереве: «И то дерево, что растет на горе Синай и дает масло и приправу вкушающим пищу, ибо оливковое масло — несравненная приправа». И еще Аллах назвал маслину благословенным деревом (Коран 24:35).
Зеленые маслины особенно питательны и препятствуют аутоинтоксикации. Черные маслины вызывают избыточное выделение желчи селезенкой и тяжелы для желудка. Оливковые листья можно жевать как средство против желудочных воспалений, язв на коже, лишая и крапивницы.
Лук (басал)
Весьма горячий лук служит прекрасным средством против избытка влаги. Лук добавляет аромата блюдам и выводит из организма флегму. Сырой лук вызывает головную боль и забывчивость.
Петрушка (карафс)
В хадисах сказано, что если человек съест петрушки непосредственно перед сном, то проснется со дыханием. Петрушка облегчает и предотвращает зубную боль. Стимулирует сексуальность.
Персик (кхукх)
Вырабатывает холод, расслабляет желудок и размягчает кишечник. Персик — хорошее слабительное — следует употреблять скорее до, чем после еды.
Фисташки (фустак)
Говорят, что фисташковые ядра с яичным желтком укрепляют сердце. Красноватая шелуха останавливает диарею и рвоту.
Гранат (руммаан)
Сладким гранатам отдается предпочтение перед кислыми. Сок граната помогает от кашля. Любые гранаты нормализуют сердцебиение. Хазрат Али сказал, что в сердце человека, который ест гранаты, не угасает свет Аллаха. Кроме того, говорят, что человек, съедающий 3 граната в год, обретает на этот год защиту от офтальмии. Как сказал Пророк Мухаммад гранат «очищает тебя от Сатаны и от греховных помыслов на сорок дней».
Айва (сафарджал)
Говорят, что есть айву на голодный желудок хорошо для души. Холодная и сухая айва — вяжущее средство для желудка, и еще она предотвращает избыточные менструальные истечения. Если на несколько минут поместить в воду немного семян айвы, то получится клейкое вещество — отличное средство от кашля и боли в горле, особенно для детей. Еще айва поднимает настроение у беременных женщин. Святой Пророк Мухаммад говорил: «Ешьте айву, ибо она услаждает сердце. И Аллах не послал ни одного посланца на землю, не дав ему отведать айвы рая. Ибо от айвы силы человека возрастают в сорок раз».
Ревень (рааванд)
Ревень горяч и сух, и лучше всего есть его свежим. Он открывает закупорки печени и облегчает хроническую лихорадку.
Рис (арузз)
После пшеницы рис наиболее питателен из всех зерновых. Говорят, что рис дарит приятные сны и способствует выработке семени. Рис, приготовленный в жире от овечьей печени, самое лучшее и эффективное слабительное.
Шафран (зайфраан)
Горячий и сухой шафран очень полезен для крови. Умножает силы души. Облегчает боль в суставах, но может вызвать огромное усиление полового влечения у молодых мужчин.
Соль (милх)
Горячая и сухая в третьей степени, при умеренном употреблении дарит красоту коже, придавая ей мягкий румянец. Стимулирует аппетит. Еще ее используют как рвотное в очистительных процедурах. Неумеренное потребление соли вызывает кожный зуд.
Пророк рекомендовал начинать и заканчивать каждую трапезу щепоткой соли. Он говорил: «От того, кто начинает трапезу с соли, Аллах отвращает триста тридцать болезней: безумие, проказа, кишечные и зубные боли — наименьшие из них. Остальные известны Аллаху».
Александрийский лист (санаа)
Лучший александрийский лист растет в благословенном городе Медина, и растет он там в изобилии. Главное свойство александрийского листа состоит в том, что он укрепляет сердце, не ожесточая его. Он настолько благороден, что хакиимы называют его «славой лекарств».
Его применяют весьма широко: как составляющее очистительных настоев, различных отваров, пилюль, клизм и порошков. Александрийский лист способствует циркуляции желчи; он достигает самых отдаленных суставов и нормализует их функции. Особенно эффективен чай, который становится еще действеннее, если добавить в него цветы фиалки и перетертый красный изюм. Пророк очень настоятельно рекомендовал александрийский лист и сказал о нем почти то же самое, что и о кориандре: он лечит все болезни, кроме самой смерти.
Шпинат (асфаанаакх)
Шпинат холодный и влажный, он вызывает раздражение в груди и в горле. Однако он размягчает кишечник.
Сахар (суккар)
Сахар холодный и влажный. Чаще всего он используется в сочетании с лекарственными растениями, донося их воздействие до самых укромных уголков больного органа. Злоупотребление сахаром приводит к заболеваниям с избытком влаги.
Чабрец (сайтар)
Во времена Пророка существовал обычай окуривать помещения ладаном и чабрецом. Чабрец холоден и сух в третьей степени. Очень способствует перевариванию тяжелой пищи, помогает обрести красивую фигуру, нейтрализует кишечные газы и создает благотворный холод в желудке и печени. Говорят, отвар из чабреца убивает солитера.
Вермишель (итрийах)
Это горячая избыточно влажная пища, и поэтому она плохо переваривается. Вермишель — отличная пища для людей с очень крепкой конституцией.
Уксус (кхалл)
Известно, что Пророк Мухаммад однажды отметил, что уксус был приправой всех приходивших до него пророков. Уксус одновременно холоден и горяч — эти два свойства почти полностью в нем уравновешены. Смешанный с розовой водой уксус — отличное средство от зубной и головной боли. Уксус рассасывает флегму. Еще в одном хадисе написано, что дом, в котором есть уксус, никогда не познает бедности.
Грецкий орех (джавз)
Грецкий орех — самый горячий из орехов. Он плохо переваривается, но в сочетании с изюмом представляет собой наилучшее лекарство от зимних простуд. Авиценна говорил, что грецкий орех излечивает последствия отравления ядами.
Вода (маа)
До нас дошли слова Пророка Мухаммада: «Лучший напиток — сам этот мир, а после него идет вода». Вода влажная и из-за этого слегка прохладная. Она утоляет жажду и сохраняет внутреннюю влагу тела. Она способствует пищеварению и усваиванию питательных веществ. Пророк говорил: «Когда вы испытываете жажду, пейте (воду) маленькими глотками, а не заглатывайте сразу помногу… Жадно заглатывая воду, вы можете повредить своей печени».
Пшеница (хинтах)
Пшеница немного горяча, и в ней уравновешены влажность и сухость. От сырой пшеницы заводятся глисты и образуются газы. Муку из пшеницы следует молоть днем.
Хвала же неграмотному Пророку, даровавшему нам эти изумительные знания, чтобы мы видели и понимали знания, потрясающие мудрейших. Это ли не доказательство доброты и щедрости Бога по отношению к Его созданиям, ибо Он — Добрейший и Вселюбящий. Пусть дано нам будет служить ему, избегая заблуждений.
Ал-хамду ли-Ллаахи Рабб ил- йАаламиин!
Так вознесем же хвалу Аллаху,
Господину Миров! Аамиинь!
Автор: Шейх Хаким Моинуддин Чишти
Источник: книга «Суфийское целительство»
Извините, форма для комментариев закрыта.